Стратегия развития железных дорог

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 30 сентября 2014 года № 558

Об утверждении Основных направлений развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2014-2020 годы

В целях создания условий для перспективного развития и совершенствования железнодорожного транспорта и инфраструктуры, обеспечивающих повышение уровня и улучшение качества пассажирских, грузовых перевозок железнодорожным транспортом, развития транзитного потенциала, а также повышения инвестиционной привлекательности железнодорожного комплекса Кыргызской Республики, в соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

- Основные направления развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2014-2020 годы (далее - Основные направления);

- План мероприятий по реализации Основных направлений (далее - План мероприятий).

2. Министерствам, государственному комитету и административным ведомствам оказывать содействие Министерству транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики в реализации Основных направлений, утвержденных пунктом 1 настоящего постановления.

3. Министерству транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики ежегодно, не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным, представлять в Аппарат Правительства Кыргызской Республики отчет о ходе выполнения Плана мероприятий.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 3 октября 2014 года № 77

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел регионального развития, транспорта, строительства и коммуникаций  Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

 

Премьер-министр Кыргызской Республики

 

Дж.Оторбаев

 

 

Утверждены
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 30 сентября 2014 года № 558

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2014-2020 годы

Основные направления развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2014-2020 годы (далее - Основные направления) разработаны в соответствии с законами Кыргызской Республики "О транспорте", "О железнодорожном транспорте" и направлены на развитие железнодорожного транспорта для удовлетворения потребностей экономики и населения республики в эффективных и бесперебойных перевозках по железной дороге и развития транзитного потенциала.

Существующие в Кыргызстане разрозненные и тупиковые железные дороги, общей протяженностью 425 км, не удовлетворяют в полной мере потребностей во внутриреспубликанских перевозках, а отсутствие прямых и кратчайших выходов к морским портам осложняет развитие внешнеэкономических связей республики.

Кыргызская Республика, занимая важное геополитическое положение в регионе, обладая транзитным потенциалом, может в полной мере реализовать потенциал Кыргызской железной дороги. В рамках Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики "О Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы" от 21 января 2013 года № 11, определены приоритетные национальные проекты Кыргызской Республики, в том числе в сфере транспорта и коммуникаций, такие как проект строительства транзитной железнодорожной магистрали Север-Юг, соединяющей север и юг страны.

В период реализации Основных направлений предполагается ввод в эксплуатацию новых вагонов, тепловозов, объектов инфраструктуры, линий железных дорог, что позволит увеличить транзитный потенциал Кыргызской Республики. Динамичное развитие железнодорожного транспорта окажет положительное воздействие на развитие смежных отраслей экономики, в том числе торговли, при разработке и транспортировке природных и строительных материалов, продукции сельского хозяйства.

В результате реализации Основных направлений предполагается создание дополнительных условий для динамичного развития экономики страны, расширение транспортных услуг, оказываемых населению, повышение конкурентоспособности национальной транспортной системы.

1. Текущая ситуация в железнодорожном секторе Кыргызской Республики

Железнодорожный транспорт Кыргызской Республики - необходимое звено в экономике республики, важнейшими преимуществами которого являются эффективность перевозок грузов на большие расстояния, его высокая провозная способность и регулярность работы в течение года.

Кыргызская железная дорога представлена - Государственным предприятием "Национальная компания "Кыргыз темир жолу" при Министерстве транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики (далее - ГП "НК "КТЖ").

Сеть железных дорог Кыргызской Республики представлена разрозненными, не связанными линиями, географически разделенными на два участка - северный (323,4 км) и южный (101,2 км), обеспечивающими выход из Кыргызстана на железнодорожную сеть соседних государств - Казахстана и Узбекистана. Кыргызская железная дорога обслуживает 424,6 км главных путей, 220 км - станционных путей, 66,4 км - подъездных путей.

1.1. Грузовые перевозки

Перевозка грузов железнодорожным транспортом, особенно транспортирование крупногабаритных грузов или больших объемов товара, является предпочтительным видом грузоперевозок, так как позволяет перевезти груз с меньшими затратами и в запланированный срок. Основные показатели, характеризующие грузовую транспортировку, - это скорость доставки товара потребителям, его сохранность, качество и, конечно, затраты на перевозку.

Анализ функционирования железнодорожной отрасли за последние 5 лет показывает следующую динамику развития грузовых железнодорожных перевозок (таблица 1.1).

В течение 2009 года и первого квартала 2010 года в результате мирового финансово-экономического кризиса в странах-партнерах Кыргызстана, а также простаивания или работы не на полную мощность ряда крупных промышленных предприятий, наблюдалась тенденция снижения грузоперевозок Кыргызской железной дорогой.

Таблица 1.1

Динамика изменения объема грузовых перевозок

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г

2012 г.

2013 г.

Грузооборот (млн. т. км)

744,5

737,7

798,3

922,7

1001,7

Перевезено грузов (тыс. тонн)

5981,6

5523,9

5878,9

6912,9

7390,7

Погрузка (тыс. тонн)

1044,4

1032,1

1033,7

1119,3

1360,6

Выгрузка (тыс. тонн)

5263,2

4908,2

5246,3

6296,5

6644,8

Начиная с мая 2010 года, отмечен постепенный рост грузовых перевозок, в результате чего по итогам 2011 года показатели грузооборота вышли на докризисный уровень грузоперевозок (график 1).

Таким образом, по итогам 2013 года рост перевозок грузов Кыргызской железной дорогой составил 106,9%, грузооборот - 108,6% к 2012 году. Следует отметить, что увеличение вывоза грузов в 2012 году обеспечено за счет роста вывоза угля на 22%, черных металлов - на 50%, сахара - на 656%, строительных грузов - на 67%, пищевых продуктов - на 22%.

Прибытие грузов сложилось на уровне 105,5% к показателю 2012 года. Рост объемов прибытия обеспечен за счет ввоза нефтепродуктов - 100%, сахара - 171%, минерального и промышленного сырья - 117%, лесоматериалов - 114% (таблицы 2, 3 приложения к Основным направлениям).

1.2. Пассажирские перевозки

Одним из основных направлений работы железной дороги является обеспечение потребностей населения в пассажирских перевозках.

В целях создания условий для повышения качества оказываемых транспортных услуг населению пассажирские поезда Кыргызской железной дороги курсируют через крупные регионы и города Республики Казахстан и Российской Федерации по следующим пассажирским маршрутам: Бишкек-Москва, Бишкек-Свердловск (Екатеринбург), Бишкек-Новокузнецк, Бишкек-Новосибирск, в летний период - Ташкент-Балыкчы. Курсируют прицепные вагоны по городам Российской Федерации по направлениям: Волгоград, Челябинск, Саратов, Пенза.

По итогам 2013 года Кыргызской железной дорогой перевезено 407,0 тыс. пассажиров или 74,1% к 2012 году, в том числе в межгосударственном сообщении перевезено 104,3 тыс. человек, что на 43,2% меньше. Пассажирооборот составил 55,5 млн. пассажиро-километров или 73,2% (таблица 1.2).

Таблица 1.2

Динамика изменения перевозок пассажиров

 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Пассажирооборот, млн. пасс. км

106,1

98,7

82,8

75,8

55,5

Перевезено пассажиров, чел.

751465

711325

596865

549237

406998

в том числе дальнего следования

400319

351642

233112

183411

104281

Пригородное и местное сообщение

351146

359683

363753

365826

302717

 

График 1. График изменения грузооборота и пассажирооборота

1.3. Факторы, сдерживающие развитие железнодорожного транспорта

Проведенный анализ текущего состояния железнодорожного транспорта обозначил ряд острых проблем.

Во многом низкая участковая скорость Кыргызской железной дороги объясняется высокой степенью износа основных фондов наиболее ответственных участков инфраструктуры железной дороги. Так, при пороговой степени износа в 50-55%, износ основных средств, в том числе зданий и сооружений, машин и оборудования, путевого хозяйства, составляет 71%, в системе электроснабжения - 50%, в системе сигнализации и связи - 63%.

Свыше 30% рельсов, находящихся в эксплуатации, имеют пропустившие сверхнормативный тоннаж пути, более 50% деревянных шпал изношены. Следует отметить, что активные шаги по модернизации верхнего строения пути уже предприняты. Так в 2012 году заменено и уложено в путь шпал в количестве 63547 штук, в 2013 году - 67288 штук, в том числе отремонтировано 27,1 км пути, заменено 43185 деревянных шпал на железобетонные шпалы, в том числе по путевому хозяйству северного отделения - 25,1 км, с укладкой 40000 новых железобетонных шпал, и 2,0 км - южного отделения, с укладкой 3185 шпал.

ГП "НК "КТЖ" внедряются новые методы ремонта железнодорожного полотна с использованием современного технического оборудования и инструментов.

По причинам износа и истечения срока службы, по состоянию на 1 января 2014 года, рабочий парк грузовых вагонов составил 54%, и в настоящее время более 46% парка грузовых вагонов находится в нерабочем состоянии.

Около 30% парка пассажирских вагонов Кыргызской железной дороги имеют фактически отработанный срок службы свыше 30 лет (нормативный срок - 28 лет), рабочий парк пассажирских вагонов составляет 40,3%.

Текущая ситуация с тепловозным парком аналогична. Так, весь приписной парк тепловозов имеет сверхдопустимый срок эксплуатации, более 95% тепловозов подлежат списанию по сроку службы. Все узлы тепловозов имеют минимально допустимый запас прочности и требуют капитального ремонта. Данное положение сказывается на увеличении случаев отказов узлов и агрегатов в эксплуатации и увеличении неплановых ремонтов, а также на перепростое тепловозов на плановых видах ремонта. На сегодняшний день вопрос ремонта и пополнения парка подвижного состава на Кыргызской железной дороге решается при активной поддержке железнодорожных администраций России, Узбекистана и Казахстана. В настоящее время эксплуатируются 7 тепловозов и 60 пассажирских вагонов, предоставленных в аренду Российскими железными дорогами.

Вместе с тем, с учетом арендованных тепловозов, имеющийся остаточный ресурс локомотивной базы ГП "НК "КТЖ" имеет возможность обеспечить грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки лишь в течение двух лет. При сохранении текущей ситуации, учитывая планируемый рост железнодорожных перевозок, возможность эксплуатационного резерва парка тепловозов будет ограничена в обеспечении всей потребности грузовых и пассажирских перевозок.

В июле 2010 года на имеющейся производственной базе вагонного хозяйства ГП "НК "КТЖ" создано два вагоноремонтных завода. На вагоноремонтном заводе станции Бишкек-1 продолжается освоение капитально-восстановительного ремонта пассажирских вагонов, что дает возможность продлить срок службы вагона после проведения ремонта на 15 лет. На базе грузового вагоноремонтного завода выполняется ремонт вагонов с продлением сроков службы на 5-7 лет. Методика капитально-восстановительного ремонта, применяемая кыргызскими специалистами, основана на технологии российских ремонтных заводов, все виды ремонта соответствуют требованиям, установленным для государств - участников Содружества Независимых Государств.

С 2009 года различные виды ремонта, начиная с деповского и заканчивая капитальным, прошли 590 пассажирских вагонов, 2024 грузовых вагона на общую сумму 756,9 млн. сомов.

В 2011 году был открыт механический цех производственного объекта, который имеет свыше 50 рабочих мест, что позволит решить одну из основных задач Кыргызской железной дороги - усиление собственной производственной базы для ремонта и восстановления подвижного состава и оборудования.

Так, практика, обозначившая наиболее острый вопрос нехватки полувагонов как в Кыргызской Республике, так и во всех странах - участницах "пространства - 1520", оказала негативное влияние на работу Кыргызской железной дороги. Задача обеспечения подвижным составом грузовладельцев для перевозок угля, завозимого из Казахстана в Кыргызстан для стратегических предприятий республики и населения республики, обуславливает необходимость решения вопроса пополнения собственного парка полувагонов,

Телекоммуникационная система Кыргызской железной дороги базируется на аналоговых системах связи, с применением металлических медных кабелей, протяженностью 151 км, на участке Бишкек-1 - Луговая, которая введена в эксплуатацию в 1985 году. Основной показатель периода эксплуатационной пригодности магистрального кабеля составляет 50 лет с момента закладки. Таким образом, технический износ магистрального кабеля составляет 50%. За время эксплуатации кабеля при ремонте было установлено более 800 ремонтных соединительных муфт.

Эксплуатация устаревших видов аналоговых линий связи не позволяет обеспечить высокую скорость передачи данных в компьютерной сети. Применение в эксплуатации Большой универсальной ЭВМ "Мэйнфрейм" недостаточной мощности порождает возникновение проблем в информационном обеспечении перевозочного процесса, а при увеличении интенсивности работы не сможет обеспечить всех запросов и требований системы.

Решения требуют и проблемы в области программного обеспечения. Существует слабая связь и интегрирование между внедренными автоматизированными системами, что не может исключить ошибку двойного ввода данных в различных автоматизированных системах и хранения несинхронизированных данных.

Для организации большого пучка высокоскоростных каналов требуется волоконно-оптическая линия связи (далее - ВОЛС), которая обладает существенными преимуществами, в частности, высокой надежностью и помехозащищенностью, большой пропускной способностью.

Отсутствие системы железнодорожного сообщения, проходящего через территорию республики, интегрированной в межгосударственное железнодорожное сообщение, выступает сдерживающим фактором наращивания транзитного потенциала Кыргызской Республики, увеличения экспортных возможностей и расширения торгово-экономических связей республики с внешним миром.

Создание транзитной железнодорожной составляющей для Кыргызской Республики, всего Центрально-Азиатского региона будет реализовано в рамках запланированного проекта строительства железнодорожной магистрали, соединяющей север и юг Кыргызстана

Существует ряд объективных причин, обуславливающих снижение пассажиропотока на железнодорожном транспорте. В частности, это:

- усиление ценовой конкуренции в пассажирских перевозках, увеличение маршрутов и количества рейсов авиаперевозчиков;

- зависимость стоимости билета в сомах от курса швейцарского франка в соответствии с Соглашением о межгосударственном пассажирском тарифе (далее - МГПТ), утвержденным на 13 заседании Совета глав железнодорожных администраций государств - участников СНГ и стран Балтии 18-19 мая 1995 года. Увеличение курса швейцарского франка в 2013 году к 2009 году составило 33%, что сказалось на увеличении стоимости билетов;

- увеличение Казахстанской и Российской железными дорогами стоимости билета за проезд по своей территории в среднем на 10%.

При этом, в Российской Федерации и Республике Казахстан решение вопроса убыточности пассажирских перевозок осуществляется за счет дотирования из государственного бюджета.

По итогам 2013 года убыток от пассажирских перевозок составил 543,8 млн. сомов, в том числе в межгосударственном сообщении - 498,5 млн. сомов и пригородном сообщении - 45,3 млн. сомов.

Сравнительный анализ действующей стоимости проезда пассажира на железнодорожном и автомобильном транспорте (маршрутное такси) свидетельствует о том, что стоимость проездного билета на железнодорожном транспорте ниже, чем на автомобильном, в среднем на 35-46%.

Вместе с тем, возможное повышение стоимости проезда до уровня автомобильных пассажирских перевозок не решит вопроса о возмещении расходов, значительное увеличение стоимости проезда вызовет отток пассажиров с железной дороги. Так, применение ценового фактора для решения вопроса безубыточности пригородных пассажирских перевозок не может быть приоритетным.

Одной из наиболее ключевых проблем Кыргызской железной дороги является недостаточный уровень развития образовательной и научной базы для подготовки специалистов - железнодорожников, а также проведения научно-изыскательских работ по проблемам функционирования железнодорожного транспорта.

После выделения железных дорог Кыргызской Республики из состава Министерства путей сообщения СССР, в республике не была создана полноценная научная база для железнодорожного хозяйства, что делает Кыргызскую железную дорогу зависимой от необходимости привлечения зарубежных специалистов. В результате выделения Кыргызской железной дороги из состава Алма-Атинской железной дороги, вся научная база осталась в ведении казахстанской стороны, и были нарушены связи с ведущими казахстанскими высшими и средними профессиональными учебными заведениями, на базе которых проходило обучение специалистов республики.

В настоящее время кадровый потенциал отрасли формируется на базе профессионального лицея железнодорожников № 97, а также Кыргызского государственного технического университета имени И.Раззакова и Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры имени Н.Исанова, выпускающих специалистов по инженерно-техническим специальностям. Существующие тенденции оттока молодых специалистов, слабая научная база для подготовки очередного поколения работников выступают негативным фактором, снижающим эффективность реализации проектов строительства транзитных магистральных путей и дальнейшей их эксплуатации, вследствие нехватки квалифицированных рабочих кадров.

В настоящее время 424,6 км Кыргызской железной дороги обслуживается персоналом численностью 5,4 тыс. человек. Строительство и введение новых железнодорожных линий, в частности, строительство железнодорожной магистрали Север-Юг создаст свыше 2 тыс. новых рабочих мест.

Необходимо формирование системной кадровой политики, способной восстановить кадровый потенциал отрасли, правильно прогнозировать потребности в специалистах, создавать все необходимые условия для их обучения, а также укрепления научной базы, обеспечивающей научно-исследовательскую поддержку развитию железной дороги.

В 2013 году ГП "НК "КТЖ" предприняты действенные меры по уменьшению внешней кредиторской задолженности перед железнодорожными администрациями государств - участников СНГ. На 1 января 2014 года внешняя кредиторская задолженность перед железнодорожными администрациями составила 12806,7 тыс. швейцарских франков, в том числе:

- задолженность перед акционерным обществом "НК "Казахстан темир жолы" составляет 5214,0 тыс. швейцарских франков;

- задолженность перед открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" составляет 7592,7 тыс. швейцарских франков.

На 1 января 2014 года ГП "НК "КТЖ" погашена задолженность перед железнодорожными администрациями акционерного общества "НК "Казахстан темир жолы" и открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в сумме 2836,7 тыс. швейцарских франков.

Несмотря на имеющуюся задолженность ТЭЦ города Бишкек и убыточность внутренних перевозок, ГП "НК "КТЖ" выполняет свои обязательства по перевозкам социально значимых грузов.

Таким образом, в рамках реализации Основных направлений будут предприняты конкретные меры, направленные на устранение проблем:

1) недостаточные обновление и модернизация основных производственных фондов: износ путей и производственной базы путевого хозяйства, подвижного состава;

2) устаревшие телекоммуникационное оборудование, системы электроснабжения, сигнализации и связи;

3) отсутствие системы железнодорожных путей сообщения, соединяющих регионы республики, и транзита железных дорог;

4) убыточность железнодорожных пассажирских перевозок, как в пригородном, так и межгосударственном железнодорожном сообщении;

5) увеличение кредиторской задолженности, влияющей на финансовое состояние ГП "НК "КТЖ";

6) недостаточный уровень повышения кадрового потенциала и развития образовательной и научной базы;

7) недостаточный контроль безопасности на железнодорожном транспорте;

8) отсутствие инвестиций в железнодорожный сектор и необходимость расширения инвестиционных возможностей железнодорожной отрасли.

В целях устранения вышеобозначенных проблем поставлены задачи и определены мероприятия, которые включены в План мероприятий по реализации Основных направлений, с указанием конкретных действий, сроков и ответственных исполнителей.

2. Цели и задачи

Основная цель Основных направлений - удовлетворение потребностей экономики и населения республики в доступных грузовых и пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, усиление и реализация транзитного потенциала, создание сети внутренних железных дорог в республике.

Приоритетами развития являются:

- создание внутренней сети железнодорожных перевозок и развитие транзитного потенциала республики;

- обновление и модернизация инфраструктуры железной дороги;

- усиление кадрового и научного потенциала Кыргызской железной дороги.

Задачи:

1) формирование сети железных дорог и усиление транзитного потенциала республики;

2) модернизация инфраструктуры путевого хозяйства;

3) модернизация и пополнение подвижного состава, ремонтной базы подвижного состава;

4) формирование эффективной системы электроснабжения, сигнализации и связи железнодорожного транспорта;

5) улучшение финансового состояния ГП "НК "КТЖ" и принятие мер по решению вопроса убыточности железнодорожных пассажирских перевозок;

6) совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей процедуры организации и контроля транспортной безопасности и обеспечение безопасности транспортных процессов на железной дороге;

7) повышение кадрового и научного потенциала железнодорожного транспорта;

8) подготовка, реализация инвестиционных проектов и программ железнодорожного сектора, направленных на развитие железнодорожного транспорта республики и интеграцию в международную железнодорожную сеть.

3. Основные направления развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики

Основные направления развития:

1. Приоритетным проектом по развитию транзитного потенциала Кыргызской железной дороги является инвестиционный проект строительства кыргызского участка железнодорожной магистрали Север-Юг, соединяющей север и юг Кыргызстана.

Проект строительства железнодорожной магистрали Север-Юг имеет важное стратегическое значение для экономики республики и включен в Национальную стратегию устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, в качестве национального проекта Кыргызской Республики.

Учитывая интересы Кыргызстана, принято решение об изучении альтернативных маршрутов прохождения трассы железной дороги. В связи с чем, на неформальном саммите глав государств - членов ОДКБ 28 мая 2013 года в городе Бишкек, по инициативе Президента Кыргызской Республики Атамбаева А.Ш. было рассмотрено предложение о строительстве железнодорожной линии Россия - Казахстан - Кыргызстан - Таджикистан.

Строительство железной дороги является масштабным проектом по формированию внутригосударственной железнодорожной сети, соединяющей разделенные на данный момент железные дороги на севере и юге страны. Таким образом, будут обеспечены прямая и надежная транспортная связь между регионами страны и выход на международные железные дороги.

Строительство кыргызского участка железнодорожной магистрали в местах транспортных развязок в дальнейшем потребует создания логистических центров, прежде всего, для формирования интегрированной системы функционирования экспедиторских и транспортных компаний, создания условий для развития мультимодальных перевозок.

Стоимость проекта будет определена после проведения технико-экономического обоснования (далее - ТЭО).

Также, приоритетными проектами развития и формирования внутригосударственной сети железных дорог являются инвестиционные проекты: "Электрификация железнодорожной линии Луговая-Бишкек (Аламедин)", проект "Реабилитация железнодорожных путей Луговая-Рыбачье". В результате увеличения объема перевозок, реабилитация железной дороги в северной части страны является крайне важной для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования. По железной дороге поставляется уголь для теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) города Бишкек, открытого акционерного общества "Электрические станции", перевозятся нефть, горюче-смазочные продукты, потребляемые в стране.

Проект по электрификации железной дороги предполагает обслуживание локомотивов на электрической тяге, планируется модифицировать локомотивное депо с созданием условий по ремонту локомотивов на электрической тяге, и установку подвесной контактной системы. В соответствии с планом строительства данный проект сохранит условия для электрификации железной дороги до станции Рыбачье.

2. Обновление и модернизация инфраструктуры путевого хозяйства железнодорожного транспорта.

Решение задачи модернизации и развития инфраструктуры путевого хозяйства предусматривает модернизацию железнодорожного пути, посредством поэтапного перевода верхнего строения пути Кыргызской железной дороги с деревянного подрельсового покрытия на железобетонное. Замена деревянных шпал на железобетонные позволит Кыргызской железной дороге увеличить межремонтный период, благодаря долговечности железобетонных шпал, и повысить участковую скорость движения поездов, обеспечив установленный уровень движения пассажирских и грузовых поездов на всех участках железной дороги.

В соответствии с планами ремонта верхнего строения пути ГП "НК "КТЖ" в течение 2014-2020 годов планируется уложить 280 тыс. шпал (север - 245 тыс. шпал, юг - 35 тыс. шпал), то есть 175 км пути.

Таким образом, реализация данного блока позволит ежегодно, на собственные средства проводить капитальный ремонт 25 км пути, а в дальнейшем, в течение 5-8 лет, перейти с деревянных шпал на железобетонные шпалы на участке Луговая-Рыбачье. Это позволит ежегодно повышать участковую скорость по мере укладки железобетонных шпал на наиболее сложных участках дороги и в течение 5-8 лет выйти на установленную скорость (70-80 км/ч). Необходимый объем финансирования составляет около 65 млн. долларов США.

3. Модернизация и пополнение подвижного состава, ремонтной базы тягового подвижного состава, грузовых и пассажирских вагонов.

Выполнение поставленных задач по обеспечению возрастающих потребностей экономики и населения республики в железнодорожных перевозках требует поддержания необходимого количества исправного подвижного состава, в частности, локомотивов и вагонов.

Для обеспечения необходимого количества исправных тепловозов планируется обновление подвижного состава:

- модернизация существующего парка с продлением эксплуатационного ресурса и улучшением технико-экономических характеристик;

- приобретение дополнительного подвижного состава.

Проведение модернизации обуславливает, прежде всего, модернизацию ремонтной базы тягово-подвижного состава и освоение видов ремонта, не проводимых в настоящее время ГП "НК "КТЖ".

С учетом строительства цеха по ремонту тепловозов видами ремонта уровня ТР-3 предусматривается реализация следующего плана ремонта локомотивов (таблица 2.1):

Таблица 2.1

Ремонт локомотивов

Виды ремонта

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Текущий ремонт на собственной базе (усл. ед.)

288,95

288,95

288,95

288,95

288,95

288,95

288,95

Текущий ремонт на собственной базе (тепловоз)

-

2

2

2

2

2

2

Текущий ремонт за рубежом (тепловоз)

4

4

4

4

4

4

4

Также, в целях обеспечения стабильной эксплуатационной работы на длительный срок планируется проработка вопроса о приобретении к 2020 году 5 магистральных и 5 маневровых тепловозов.

С учетом прогнозируемых грузовых и пассажирских перевозок к 2020 году планируется реализовать план ремонта вагонов (таблица 2.2):

Таблица 2.2

Ремонт вагонов

 

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Всего

508

422

383

325

296

269

258

Грузовые вагоны

355

322

236

194

132

128

124

Пассажирские вагоны

153

100

147

131

164

141

134

В целях решения вопроса о пополнении парка вагонов Кыргызской железной дороги необходимо дальнейшее сотрудничество в рамках государственно-частного партнерства в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Также, большое внимание придается проработке вопроса о пополнении подвижного парка при финансовой поддержке донорских организаций.

Будут рассмотрены и с учетом экономического обоснования реализованы проекты, направленные на пополнение вагонного парка, закупку нового подвижного (грузовых и пассажирских вагонов) и тягового подвижного состава (магистральных и маневровых тепловозов).

На базе филиала по локомотивному хозяйству ГП "НК "КТЖ" к 2015 году планируется реализация проекта строительства цеха по ремонту тепловозов с видами ремонта уровня ТР-3, не проводимого на собственной производственной базе. Успешная реализация проекта позволит отказаться от дорогостоящего ремонта за рубежом, а также расширить возможности по ремонту локомотивов как собственного парка, так и частных владельцев подвижного состава.

В целях расширения возможностей для проведения ремонтных работ грузовых вагонов предусматривается строительство участков малярного цеха с котельной на Беловодском вагоноремонтном заводе.

Также, будут реализованы проекты, направленные на укрепление ремонтно-обслуживающей базы и пополнение тепловозного парка. Всего на ремонт тепловозов и пополнение парка подвижного состава необходимо предусмотреть средства в размере около 165 млн. долларов США, включая реализацию:

- плана ремонта вагонов и тепловозов;

- проекта строительства цеха по ремонту тепловозов;

- плана пополнения парка подвижного состава в количестве 200 единиц грузовых вагонов, 10 единиц тепловозов.

4. Развитие системы информатизации, электроснабжения и связи.

Решение задачи обеспечения безаварийности движения и транспортных процессов основано на применении современных технических средств и научно-технических разработок, модернизации и автоматизации системы управления.

Информатизация предусматривает внедрение автоматизированной системы управления процессами функционирования железной дороги, что обеспечит возможность бесперебойной работы отрасли с наименьшими издержками и максимальным положительным эффектом. Создание автоматизированной системы управления предполагает комплексную реализацию следующих мер:

- модернизация существующих автоматизированных систем управления данными;

- создание централизованной базы данных, на основе современных реляционных систем управления;

- широкое применение технологии "клиент-сервер";

- создание долговременных архивов по поездной, вагонной и контейнерной моделям;

- создание автоматизированной системы, реализующей использование электронных транспортных накладных, современных технологий обслуживания клиентов по грузовым перевозкам и формирование электронной финансовой, статистической отчетности;

- создание автоматизированной системы управления финансовыми потоками, кадровыми ресурсами, материальными ресурсами.

Последние три системы предполагается создать на базе программного комплекса SAPRI 3. Для динамичного увеличения эффективности работы пользователей с базами данных будут внедрены гибкие программные системы отображения данных.

Резкое увеличение количества обрабатываемой информации, а также скорости ее обработки требует коренной модернизации центрального технического комплекса в информационно-вычислительном центре ГП "НК "КТЖ", в части установки современных операционных систем, дисковых систем хранения данных, замены программного аналога маршрутизатора и усиления ресурсов сервера информационного вычислительного центра. При этом, упор должен быть сделан на приобретение программных продуктов, способных прослужить без замены или коренной модификации не менее 7 лет и обеспечить эффективное бесперебойное качество работы информационных систем, что позволит при сокращении затрат обеспечить модульную масштабируемость, универсальность, высокую производительность и простоту обслуживания.

Обязательным условием для централизации вычислительных ресурсов является наличие надежных высокопроизводительных каналов связи между периферийными объектами, информационно-вычислительным центром и службами.

Решение вопросов создания автоматизированной системы управления неразрывно связано с проблемами развития электроснабжения и связи, предусматривает оснащение современными микропроцессорными системами, приобретение средств диагностики, радиосвязи, замену выработавших ресурс устройств системы центральной блокировки (далее - СЦБ).

Направлениями развития системы электрификации, сигнализации и связи выступают:

- улучшение качества связи до международных стандартов за счет модернизации составных элементов;

- повышение уровня автоматизации систем сигнализации и блокировки;

- повышение надежности систем электроснабжения и энергосбережения.

В рамках их реализации планируется выполнение следующих капитальных работ: замена и ремонт магистрального кабеля связи на участке Бишкек-Луговая, замена и ремонт воздушной линии связи на участке Бишкек-Рыбачье, ремонт устройств СЦБ, замена источников питания, замена сигнально-блокировочного кабеля, а также реализация соответствующих проектов.

Прокладка и эксплуатация волоконно-оптической линии связи обеспечивает высокоскоростные каналы для передачи данных и автоматизированной системы управления, выводит на качественно новый уровень технологического обслуживания и ремонта технических устройств, снижая эксплуатационные расходы.

Проекты электрической централизации железнодорожного транспорта:

- модернизация системы электрической централизации стрелок и сигналов на станциях Аламедин, Кант, Токмок, Рыбачье, что позволит ускорить приготовление маршрута приема и отправления поездов;

- реконструкции местной телефонной связи станции Бишкек-1;

- реконструкция электроснабжения станции Бишкек-1;

- строительство трансформаторной подстанции на станции Аламедин.

Источниками финансирования системы информатизации, электроснабжения, сигнализации и связи являются собственные средства ГП "НК "КТЖ" и привлеченные средства инвесторов.

5. Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей процедуры организации и контроля транспортной безопасности и обеспечение безопасности транспортных процессов на железной дороге.

Прогнозируемый рост потребностей экономики Кыргызской Республики в железнодорожных перевозках обуславливает необходимость принятия эффективных мер по сокращению аварийности на транспорте и обеспечению безопасности транспортных процессов. Ключевыми направлениями повышения уровня безопасности транспортных процессов на железной дороге выступают:

- снижение уровня аварийности элементов системы железнодорожного транспорта;

- снижение влияния человеческого фактора в системе управления технологическими процессами, посредством модернизации и технической перевооруженности;

- пресечение незаконного вмешательства в функционирование железнодорожной системы (хищение и разрушение транспортных средств, нарушение систем управления движением);

- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей процедуры организации и контроля транспортной безопасности.

Мерами, направленными на обеспечение безопасности транспортных процессов, выступают:

- повышение контроля за соблюдением установленных требований технологических процессов организации и осуществления перевозок;

- обеспечение систематического контроля за техническим состоянием транспортных средств;

- применение современных техники, оборудования, средств диагностики и ремонта;

- повышение уровня профессиональной подготовки участников транспортных процессов;

- своевременное выявление причин аварийности и принятие мер по предупреждению и снижению количества происшествий;

- повышение ответственности участников железнодорожной инфраструктуры за нарушение требований безопасности.

Весь комплекс принимаемых мер будет направлен на создание эффективной системы безопасности на транспорте, способной своевременно и оперативно предотвращать возможные аварийные ситуации и обеспечивать бесперебойную работу железнодорожного транспорта.

6. Укрепление финансового состояния ГП "НК "КТЖ".

Предусматривается принятие мер для покрытия убыточности железнодорожных пассажирских перевозок, а также сокращения кредиторской и дебиторской задолженности. Прежде всего, строгое соблюдение графика погашения кредиторской задолженности, принятие мер по сокращению дебиторской задолженности.

На сегодняшний день железнодорожные пассажирские перевозки для ГП "НК "КТЖ" являются убыточными, что обуславливает необходимость применения практики перекрестного субсидирования убыточных пассажирских перевозок поступлениями от грузовых перевозок.

По сокращению кредиторской задолженности между железнодорожными администрациями (ГП "НК "Кыргыз темир жолу", открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и акционерным обществом "НК "Казахстан темир жолы") достигнуты договоренности о реструктуризации задолженности с соблюдением интересов каждой из сторон.

В перспективе ГП "НК "КТЖ" будет проводить работу по сокращению кредиторской задолженности.

Также, предусматривается принятие мер по совершенствованию тарифной политики железнодорожных перевозок.

7. Повышение кадрового и научного потенциала железнодорожного транспорта.

Современное развитие железнодорожной отрасли обуславливает необходимость решения задачи формирования квалифицированного научного и кадрового потенциала, в особенности инженерно-технического состава, для обслуживания наукоемких сегментов системы железнодорожного транспорта. Выполнение стратегических задач предусматривает осуществление следующих мероприятий:

- повышение квалификации работников железнодорожного транспорта;

- разработка проекта программы "Новое поколение" в целях привлечения молодых специалистов в отрасль, повышение уровня подготовки специалистов и параллельно расширение социальных гарантий для молодых кадров;

- сотрудничество с научными учреждениями, осуществляющими изучение проблем развития железнодорожного транспорта;

- усиление сотрудничества профильных высших и средних профессиональных учебных заведений республики с ведущими зарубежными вузами, готовящими специалистов для железнодорожной отрасли;

- создание центра повышения квалификации железнодорожников и научной базы отрасли для обеспечения информационно-аналитического, справочно-библиографического обслуживания работников и разработки научно-технических документов;

- обмен опытом и укрепление сотрудничества со странами дальнего и ближнего зарубежья в вопросах содействия и взаимного сотрудничества.

8. Подготовка, реализация инвестиционных проектов и программ железнодорожного сектора, международное сотрудничество.

ГП "НК "КТЖ" планируется подготовить ряд проектов и программ, которые будут направлены на дальнейшее развитие железнодорожного транспорта.

Кыргызская железная дорога является участницей Центрального совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств и стран Балтии (ЦСЖТ), Организации содружества железных дорог (ОСЖД), Организации экономического сотрудничества (ОЭС), Соглашения "Транспортный коридор "Европа - Кавказ - Азия" (ТРАСЕКА).

В рамках этих организаций можно решать возникающие вопросы и руководствоваться нормативными правовыми документами, касающимися международных грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок, тарифов, международных транспортных коридоров.

С соседними государствами заключены и действуют двусторонние и многосторонние соглашения о координации деятельности железнодорожного транспорта. Организовываются межправительственные встречи комиссий: Кыргызско-Казахстанской, Кыргызско-Узбекской, Кыргызско-Российской, Кыргызско-Иранской, Кыргызско-Туркменской, Кыргызско-Турецкой, в ходе которых обсуждаются вопросы о регулировании железнодорожного транспорта.

Также, ГП "НК "КТЖ" принимает участие в выполнении решений, касающихся вопросов железнодорожного транспорта, принятых в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и Центрально-Азиатского Сотрудничества (ЦАС).

Налаживание новых и восстановление прежних экономических связей позволит ожидать увеличение объемов перевозок грузов, что, в свою очередь, даст возможность развивать железнодорожные перевозки.

4. Мероприятия по реализации

Для достижения целей и задач Основных направлений определены следующие мероприятия:

- реализация основных направлений и развитие инфраструктуры путевого хозяйства железнодорожного транспорта;

- модернизация и пополнение подвижного состава;

- разработка и экспертиза технико-экономического обоснования строительства железнодорожной магистрали Север-Юг;

- совершенствование нормативной правовой базы и развитие системы технического регулирования на железнодорожном транспорте;

- повышение кадрового потенциала железнодорожного транспорта;

- проведение подготовительных процедур для начала строительства железнодорожной магистрали Север-Юг;

- разработка и обновление технико-экономического обоснования электрификации железнодорожной линии Луговая-Аламедин и решение вопросов финансирования;

- модернизация пути и путевого хозяйства;

- модернизация ремонтной базы тягового подвижного состава, грузовых и пассажирских вагонов;

- электрическая централизация железнодорожного транспорта, внедрение системы информатизации, электроснабжения, системы центральной блокировки и связи;

- прокладка и эксплуатация волоконно-оптической линии связи Луговая-Бишкек-Рыбачье;

- повышение образовательного и кадрового потенциала железнодорожного транспорта;

- реализация проекта "Электрификация железнодорожной линии Луговая-Аламедин";

- реабилитация железнодорожных путей Луговая-Рыбачье.

5. Оценка рисков

Реализация Основных направлений сопряжена с рисками, которые могут помешать достижению запланированных результатов:

а) макроэкономические риски, связанные с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности. Данный риск может негативно повлиять на финансовое положение ГП "НК "КТЖ", а это может привести к невыполнению тех мероприятий Основных направлений, исполнение которых намечено за счет собственных средств предприятия;

б) операционные риски, связанные с несовершенством принятых процедур, недостаточной технической и нормативной правовой поддержкой.

Наличие тупиковых и разрозненных участков железных дорог в республике приведет к транспортной изоляции и снижению экономических показателей. Подписание соответствующих соглашений создаст основы для реализации проекта развития Кыргызской железной дороги;

в) геополитические риски. Успешная интеграция Кыргызской Республики в международную транспортную систему во многом зависит от стабильной политической ситуации в стране и в соседних регионах. Нестабильность международной обстановки окажет негативное влияние на реализацию проекта по созданию транспортного железнодорожного коридора, на выход к морским коммуникациям;

г) техногенные и экологические риски. Любая крупная катастрофа на транспорте техногенного (высокая степень физического и морального износа технических средств, человеческий фактор), природного (наводнение, землетрясение, оползни и т.п.) или социального характера (неправомерное вмешательство в функционирование транспорта, терроризм, нанесение ущерба и хищение имущества и т.п.) потребует серьезных дополнительных капиталовложений.

Перечисленные риски могут негативно отразиться на выполнении намеченных задач, что в свою очередь повлияет на прогнозные показатели, индикаторы развития и стабильную работу Кыргызской железной дороги (объемы перевозок, количество работоспособного подвижного состава, повышение уровня кадрового потенциала и др.), а также на другие отрасли экономики.

6. Финансирование

Источниками финансирования реализации Основных направлений выступают как собственные средства предприятия ГП "НК "КТЖ", так и средства, привлекаемые на грантовой и кредитной основе, в рамках сотрудничества с международными финансовыми институтами, а также частные инвестиции.

Инвестиционные средства будут направлены на реализацию первоочередных инвестиционных проектов, включенных в Национальную стратегию устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, а также на реализацию других инвестиционных проектов.

В настоящее время прорабатываются вопросы о возможности выделения льготного кредита для реализации проектов из средств, предназначенных для стран - членов Шанхайской организации сотрудничества. Кроме того, прорабатывается вопрос о возможности реализации проектов по линии Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества.

Для привлечения инвестиций возможно применение различных механизмов финансирования: передача железной дороги в концессию, долгосрочный целевой кредит, привлечение инвестиций фондового рынка (IPO). Также, будет применен механизм государственно-частного партнерства, концессионных соглашений как в строительстве железных дорог, так и в приобретении локомотивов, вагонов, электрификации, строительстве волоконно-оптической линии связи.

Стоимость мероприятий, предусмотренных Основными направлениями, без учета крупных национальных инвестиционных проектов строительства железной дороги, составляет 350 млн. долларов США, из них 26,3 млн. долларов США за счет собственных средств ГП "НК "КТЖ".

Прогнозируемый объем необходимых инвестиций составляет около 3,8 млрд. долларов США (без учета строительства железной дороги "Север-Юг", стоимость которой определит ТЭО).

7. Ожидаемые результаты

Реализация Основных направлений позволит решить задачи развития железнодорожного транспорта - обеспечить возрастающие потребности экономики и населения Кыргызской Республики в безопасных и эффективных железнодорожных перевозках, усилить и реализовать транзитный потенциал Кыргызской Республики и содействовать развитию отраслей экономики.

В результате их реализации будут проведены модернизация и обновление инфраструктуры железнодорожной отрасли. Оснащение ремонтно-восстановительной базы современными диагностическими и метрологическими средствами позволит решить вопросы внедрения новых систем ремонта и поддержания технического состояния подвижного состава и устройства инфраструктуры на высоком уровне. В результате восстановления путей сообщения с использованием новых материалов и методов работы на грузонапряженных участках увеличится скорость движения поездов и доставки грузов, снизятся расходы на железнодорожные перевозки.

Ожидается, что рост объема перевозок грузов составит 200%.

Будут существенно улучшены условия для реализации потребностей в пассажирских перевозках. В результате модернизации и пополнения подвижного состава возрастет маршрутная скорость пассажирских поездов, повысится уровень сервиса, будут введены новые маршруты.

Создание условий для развития научной базы и реализация мероприятий по поддержке кадрового потенциала будут способствовать развитию отраслевой науки, повышению производительности труда работников железной дороги.

В результате реализации поставленных задач и мероприятий будут достигнуты следующие результаты (таблицы 1, 2, 3 приложения к Основным направлениям):

- возрастет грузооборот на 60-70 млн. т. км или на 7,3%;

- возрастет отправка грузов - на 68-73 тыс. тонн или на 5,1%;

- возрастет прибытие грузов - на 350-400 тыс. тонн или на 6,1%;

- рабочий парк вагонов увеличится на 200 единиц или на 10%;

- будет создано свыше 2000 рабочих мест.

В период реализации будут введены в эксплуатацию новые линии железной дороги, а также появится возможность создания внутриреспубликанской линии железной дороги, соединяющей север и юг республики, усиления транзитного потенциала Кыргызской Республики.

Строительство новых железнодорожных линий будет способствовать развитию прилегающей инфраструктуры, в том числе строительству станций, узлов, разъездов, жилых поселков, а также окажет мультипликативный эффект на развитие смежных отраслей экономики, в том числе транспортировку природных и строительных материалов, продукции сельского хозяйства.

Эффективная реализация в части усиления транзитного потенциала железнодорожного транспорта позволит не только получить экономический эффект от участия в международных перевозках, но и создаст новые возможности интеграции Кыргызской железной дороги в международные экономические процессы.

8. Мониторинг и контроль

Работа, направленная на реализацию поставленных целей и задач Основных направлений, будет вестись на протяжении всего периода действия согласно Плану мероприятий. Выполнение поставленных задач будет оцениваться через достижение целевых индикаторов и мер, отраженных в Плане мероприятий.

 

 

 

Приложение
к Основным направлениям развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2014-2020 годы

Таблица 1

ПРОГНОЗ
основных показателей деятельности Кыргызской железной дороги до 2020 года

Показатель

Единица измерения

Отчет

Прогноз

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2017 г.

2020 г.

Грузооборот

млн. т. км

922,7

1001,7

1035

1055,0

1075,0

Отправление грузов

тыс. тонн

1119,3

1360,6

1390

1405,0

1430,0

Прибытие грузов

тыс. тонн

6296,5

6644,8

6900

6935,0

7050,0

Пассажирооборот

млн. пасс. км

75,8

55,5

56

56,0

56,0

Таблица 2

СТРУКТУРА
отправления (вывоз) и темпы роста основных грузов Кыргызской железной дороги на 2014-2020 годы

Наименование груза

2012 г.

2013 г.

Прогноз

2014 г.

2017 г.

2020 г.

тонн

%

тонн

%

тонн

%

тонн

%

тонн

%

Уголь

304133

204,4

378073

124,3

385635

102,0

393347

102,0

403181

102,5

Нефтепродукты

164981

90,0

158649

96,2

126919

80,0

107881

85,0

93857

87,0

Черные металлы

23894

117,5

35792

149,8

36150

101,0

36511

101,0

36876

101,0

Лом черных металлов

84306

64,6

59184

70,2

50306

85,0

43767

87,0

39390

90,0

Средства транспорта

15797

300,5

7551

47,8

4531

60,0

3172

70,0

2379

75,0

Строительные грузы

115544

161,4

149371

129,3

156840

105,0

167818

107,0

179566

107,0

Цемент

117103

106,3

157733

134,7

159626

101,2

162180

101,6

164775

101,6

Сахар

16061

29,2

104898

653,1

110143

105,0

110143

100,0

110363

100,2

Продукты пищевой группы

51590

58,9

63095

122,3

66250

105,0

728875

110,0

76518

105,0

Напитки алкоголь и др.

11279

46,4

811

71,9

7300

90,0

7373

101,0

7447

101,0

Сахарная свекла

40525

69,0

86090

212,4

129135

150,0

129135

100,0

135592

105,0

Хлопок

23069

116,5

10864

47,1

5432

50,0

2716

50,0

1630

60,0

Остальные

224939

128,9

254502

113,1

267227

105,0

293950

110,0

308646

105,0

Всего

1193221

115,4

1473913

123,5

1505494

102,1

1530868

101,7

1560220

101,9

Переадресовка

73880

 

113265

 

115494

 

125868

 

130220

 

Итого:

1119341

108,3

1360648

121,6

1390000

102,2

1405000

101,1

1430000

101,8

Таблица 3

СТРУКТУРА
прибытия (ввоз) и темпы роста основных грузов Кыргызской железной дороги на 2014-2020 годы

Наименование груза

2012 г.

2013 г.

Прогноз

2014 г.

2017 г.

2020 г.

тонн

%

тонн

%

тонн

%

тонн

%

тонн

%

Уголь

1390939

130,2

1543942

111

1337898

103,5

1378036

103,0

1435914

104,2

Нефтепродукты

1935340

113,7

1935340

100

1976716

101,4

1996483

101,0

2022438

101,3

Строительные грузы

218218

142,4

231311

106

243813

105,5

248690

102,0

254906

102,5

Цемент

211294

141,3

200729

95

223227

102,0

223227

100,0

225683

101,1

Сахар

102483

70,7

208041

203

269129

148,5

271821

101,0

274811

101,1

Сырье минеральное промышленное

110665

567,1

136118

123

140529

108,8

143340

102,0

146207

102,0

Лесоматериалы

288447

121,5

314407

109

359115

109,1

366298

102,0

369960

101,0

Зерно, мука

623107

144,0

473561

76

489679

90,5

440711

90,0

418676

95,0

Сахарная свекла

53542

59,7

32661

61

147473

113,5

147473

100,0

148210

100,5

Шлаки гранулированные

149015

82,4

217828

146

215985

108,5

226785

105,0

240846

106,2

Продукты пищевой группы

203621

103,1

175114

86

174798

94,7

166060

95,0

161077

97,0

Напитки алкогольные и другие

72001

92,4

72001

100

71662

100,2

71662

100,0

71770

100,2

Остальные

937860

118,3

1162947

124

1249976

105,3

1254414

100,4

1279502

102,0

Итого:

6296532

120,0

6704000

106,5

6900000

103,8

6935000

100,5

7050000

101,7

 

 

 

Утвержден
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 30 сентября 2014 года № 558

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по реализации Основных направлений развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2014-2020 годы


п/п

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Источники финансирования

Ожидаемые результаты

Индикаторы

Ответственные исполнители

I. Реализация транзитного потенциала Кыргызской Республики.
Строительство железнодорожных магистралей

1

Изучение альтернативных железнодорожных маршрутов, отвечающих интересам Кыргызской Республики

2014 год

Собственные средства ГП "НК "КТЖ", инвестиции

Подписание рамочного соглашения с инвесторами

ПредТЭО

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

2

Разработка и экспертиза ТЭО строительства железнодорожной магистрали Север-Юг

2014-2015 годы

Иностранные инвестиции

ТЭО, позволяющее произвести оценку необходимых ресурсов

Разработанное ТЭО и экспертиза

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

3

Проведение подготовительных процедур для начала строительства и строительство железнодорожной магистрали Север-Юг

2016-2020 годы

Иностранные инвестиции

Реализация транзитного потенциала, развитие внутренней сети железных дорог

Строительство железнодорожной магистрали

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

II. Модернизация и обновление инфраструктуры путевого хозяйства

4

Модернизация пути и путевого хозяйства с применением новых методов работы, с переходом на железобетонное подрельсовое покрытие

2014-2020 годы

Собственные средства ГП "НК "КТЖ", около 1750 млн. сомов

Ежегодный ремонт 25 км пути, улучшение технического состояния путей

Замена 280 тыс. шпал и 175 км рельсов

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

5

Проведение анализа состояния пути путеизмерительным вагоном

2014-2020 годы

Собственные средства ГП "НК "КТЖ"

Данные об объемах ремонтных работ и потребности финансирования, улучшение технического состояния путей

Ежегодная аналитическая справка об объемах и качестве работ

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

6

Реализация проекта "Реабилитация железнодорожных путей Луговая-Рыбачье" (поиск инвесторов)

2018-2020 годы

Инвестиции, около 65 млн. долларов США

Улучшение технического состояния путей, повышение участковой скорости

Реабилитированные пути

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

III. Модернизация и пополнение подвижного состава, ремонтной базы тягового подвижного состава, грузовых и пассажирских вагонов

7

Приобретение к 2020 году:
- 5 магистральных и 5 маневровых тепловозов;
- 200 вагонов

2014-2020 годы

Инвестиции, около 60 млн. долларов США

Обновление подвижного состава

Приобретение 5 магистральных, 5 маневровых тепловозов, 200 вагонов

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

8

Модернизация подвижного состава, предусматривающая ремонт локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов

2014-2020 годы

Инвестиции, собственные средства ГП "НК "КТЖ", около 100 млн. долларов США

Улучшение технического состояния подвижного состава

Ремонт 2461 вагона, в том числе 1582 грузовых, 879 пассажирских вагонов и 2023 условных единиц локомотивов

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

9

Модернизация ремонтной базы подвижного состава

2014-2017 годы

Инвестиции, собственные средства ГП "НК "КТЖ", около 5 млн. долларов США

Возможность проведения ремонта большего количества подвижного состава

Оснащение цехов новым оборудованием по ремонту и обслуживанию тепловозов, замена системы отопления и водоснабжения на Беловодском вагоноремонтном заводе

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

10

Проработка вопроса о ремонте грузовых и пассажирских вагонов из парка долгостоя:
- анализ технического состояния и выборка вагонов;
- подготовка вагонов к ремонту;
- подготовка плана-графика по закупке необходимых комплектующих запасных частей;
- проведение ремонтных работ, сдача в эксплуатацию вагонов

2014-2017 годы

Собственные средства ГП "НК "КТЖ"

Пополнение парка вагонов

Ввод в эксплуатацию 50 грузовых вагонов из парка долгостоя

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

11

Получение авторизации в Центре по стандартизации и метрологии при Министерстве экономики Кыргызской Республики на право поверки всех типов средств неразрушающего контроля и гирь для весоповерочного вагона

2014 год

Собственные средства ГП "НК "КТЖ"

Проведение поверок повысит эффективность работы ГП "НК "КТЖ"

Наличие соответствующего документа у ГП "НК "КТЖ"

МТК,
ГП "НК "КТЖ",
МЭ

12

Выполнение топографической съемки (в масштабе 1:500) в Чуйской, Иссык-Кульской, Баткенской, Джалал-Абадской, Ошской областях земельного участка полосы отвода железной дороги для удобства распознавания объектов и строений на местности, определения трассы коммуникаций и др.

2014-2015 годы

Собственные средства ГП "НК "КТЖ"

Обновление информации о земельном участке полосы отвода железной дороги для удобства распознавания объектов и строений на местности, определения трасс-коммуникаций для эффективного планирования

Результат топографической съемки

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

IV. Развитие системы информатизации, электроснабжения и связи

13

Реализация проекта прокладки волоконно-оптической линии связи на участке Луговая-Бишкек-Рыбачье:
- прокладка волоконно-оптической линии связи на участке Бишкек-1 - Аламедин;
- прокладка волоконно-оптической линии связи на участке Луговая - Бишкек-1;
- прокладка волоконно-оптической линии связи на участке Бишкек-Рыбачье

2014-2019 годы

Инвестиции, собственные средства ГП "НК "КТЖ", 5,5 млн. долларов США

Повышение скорости и качества передачи данных

Наличие волоконно-оптической линии связи, протяженностью 347 км

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

14

Реализация проекта "Электрификация железнодорожной линии Луговая-Бишкек (Аламедин)", протяженностью 157 км

2016-2020 годы

Иностранные инвестиции, собственные средства ГП "НК "КТЖ", 100 млн. долларов США

Повышение участковой скорости, уменьшение вредных выбросов

Наличие электролинии (157 км) для движения электропоездов

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

15

Повышение информационной безопасности - разработка интегрированной информационной модели дороги

2014-2015 годы

Собственные средства ГП "НК "КТЖ"

Обеспечение информационной безопасности

Разработанная интегрированная информационная модель дороги

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

16

Электрическая централизация железнодорожного транспорта:
- модернизация системы электрической централизации стрелок и сигналов на станциях Аламедин, Кант, Токмок, Рыбачье;
- реконструкция местной телефонной связи станции Бишкек-1;
- реконструкция электроснабжения на станции Бишкек-1;
- строительство трансформаторной подстанции на станции Аламедин

2014-2017 годы

Инвестиции, собственные средства ГП "НК "КТЖ", стоимость около 295,0 млн. сомов

Улучшение электроснабжения, повышение безопасности работы ГП "НК "КТЖ"

Строительство 4 постов электрической централизации

МТК,
ГП "НК "КТЖ",
МЭП

17

Модернизация существующих автоматизированных систем управления данными:
- создание централизованной базы данных на основе современных реляционных систем управления;
- широкое применение технологии "клиент-сервер";
- создание долговременных архивов по поездной, вагонной и контейнерной моделям;
- создание автоматизированной системы, реализующей использование электронных транспортных накладных, современных технологий обслуживания клиентов по грузовым перевозкам, формирование финансовой, статистической отчетности;
- создание автоматизированной системы управления финансовыми потоками, кадровыми ресурсами, материальными ресурсами

2014-2017 годы

Собственные средства ГП "НК "КТЖ"

Повышение эффективности работы ГП "НК "КТЖ"

Внедрение модернизированной автоматизированной системы управления процессами функционирования железной дороги

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

V. Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей процедуры организации и контроля транспортной безопасности, обеспечения безопасности транспортных процессов на железной дороге

18

Совершенствование методов работы служб, ответственных за контроль в системе безопасности движения:
- внедрение системы записи переговоров поездного диспетчера с машинистом тепловоза, а также дежурного по станции и машиниста тепловоза;
- обучение работников ГП "НК "КТЖ" методам технической диагностики и неразрушающего контроля литых деталей подвижного состава и пути

2014-2015 годы

Собственные средства ГП "НК "КТЖ"

Повышение уровня безопасности работы

Обученные специалисты

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

19

Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей процедуры организации и контроля транспортной безопасности в системе железных дорог

Постоянно

Собственные средства ГП "НК "КТЖ"

Повышение уровня транспортной безопасности на Кыргызской железной дороге

Наличие соответствующих нормативных правовых актов

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

20

Проведение работ по установке камер видеонаблюдения на переездах автомобильных дорог республиканского значения

2014-2015 годы

Собаченные средства ГП "НК "КТЖ"

Повышение уровня безопасности на Кыргызской железной дороге

Наличие установленных камер видеонаблюдения

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

21

Решение вопроса о внедрении автоматизированных систем для обучения и инструктажа работников, деятельность которых связана с движением поездов, на базе локомотивного депо

2014-2017 годы

Собственные средства ГП "НК "КТЖ"

Повышение эффективности обучения

Наличие автоматизированных систем на базе локомотивного депо

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

VI. Укрепление финансового состояния ГП "НК "КТЖ"

22

Проведение производственных мероприятий по обеспечению ежегодного прироста железнодорожных грузоперевозок

2014-2020 годы

Собственные средства ГП "НК "КТЖ"

Увеличение объемов перевозок

Ежегодный прирост железнодорожных грузоперевозок до 5%

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

23

Повышение уровня сервиса для пассажиров (в периоды увеличения пассажиропотока введение дополнительных пассажирских поездов в прямом международном сообщении, не предусмотренных графиком движения)

Постоянно

Собственные средства ГП "НК "КТЖ"

Увеличение количества пассажиров

Отсутствие жалоб пассажиров, повышение качества услуг

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

24

Разработка и принятие мер, направленных на повышение доходной части ГП "НК "КТЖ":
- увеличение грузооборота;
- поддержание пассажирооборота

Постоянно

Собственные средства ГП "НК "КТЖ"

Укрепление финансового состояния ГП "НК "КТЖ"

Увеличение грузооборота к 2020 году до 1075,0 млн. т. км, поддержание до 2020 года пассажирооборота на уровне 56,0

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

25

Снижение дебиторской задолженности

Постоянно

Собственные средства ГП "НК "КТЖ"

Укрепление финансового состояния ГП "НК "КТЖ"

Снижение дебиторской задолженности

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

26

Снижение кредиторской задолженности перед железнодорожными администрациями государств - участников СНГ

Постоянно

Собственные средства ГП "НК "КТЖ"

Укрепление финансового состояния ГП "НК "КТЖ"

Погашение по графику:
- ОАО "Российские железные дороги" - по 10,0 тыс. швейцарских франков до 2016 года, далее - по 122,0 тыс. швейцарских франков до 2020 года;
- АО "НК "Казахстан темир жолы" по 150,0 тыс. швейцарских франков до 2020 года

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

VII. Повышение кадрового и научного потенциала железнодорожного транспорта

27

Разработка проекта программы "Новое поколение" и ее реализация

2015-2020 годы

Собственные средства ГП "НК "КТЖ"

Привлечение молодых специалистов в отрасль, повышение уровня подготовки

Реализация программы "Новое поколение" и количество подготовленных специалистов

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

28

Сотрудничество с профильными учебными заведениями Кыргызской Республики и с ведущими зарубежными вузами, готовящими специалистов для железнодорожной отрасли

2014-2018 годы

Собственные средства ГП "НК "КТЖ"

Усиление кадрового потенциала

Подготовка квалифицированных специалистов на базе российских и казахстанских вузов

МТК,
ГП "НК "КТЖ",
МОН

29

Обучение и повышение квалификации специалистов Кыргызской железной дороги:
- в Уральском институте метрологии - по поверке средств неразрушающего контроля;
- в Центре по стандартизации и метрологии при Министерстве экономики Кыргызской Республики - по поверке средств механических и линейно-угловых измерений

2014-2020 годы

Собственные средства ГП "НК "КТЖ"

Повышение уровня квалификации специалистов

Количество обученных специалистов

МТК,
ГП "НК "КТЖ",
МОН,
МЭ

30

Реализация работ, направленных на развитие системы технического регулирования на железнодорожном транспорте, в рамках Межгосударственного совета по железнодорожному транспорту. Участие специалистов ГП "НК "КТЖ" в разработке проектов:
- межгосударственных технических регламентов;
- межгосударственных соглашений;
- межгосударственных основополагающих документов, стандартов, правил, рекомендаций;
- межгосударственных технических документов

2014-2018 годы

Собственные средства ГП "НК "КТЖ"

Повышение уровня работы ГП "НК "КТЖ", повышение уровня безопасности работы Кыргызской железной дороги

Наличие разработанных соответствующих документов

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

31

Создание центра научно-технической информации при ГП "НК "КТЖ" для обеспечения информационно-аналитического, справочно-библиографического обслуживания работников и разработки научно-технических документов

2015-2018 годы

Собственные средства ГП "НК "КТЖ"

Обеспечение информационно-аналитического, справочно-библиографического обслуживания работников ГП "НК "КТЖ"

Наличие центра научно-технической информации

МТК,
ГП "НК "КТЖ"

VIII. Инвестиционные проекты и международное сотрудничество

32

Разработка программ и проектов железнодорожного транспорта и поиск инвестиций

2014-2020 годы

В рамках средств бюджета МТК

Выполнение поставленных задач по развитию железнодорожной отрасли

Информация по проектам

MТК,
ГП "НК "КТЖ"

33

Разработка и реализация предложений, направленных на совершенствование деятельности железнодорожного транспорта, для рассмотрения в рамках деятельности Центрального совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств и стран Балтии

2014-2015 годы

Собственные средства ГП "НК "КТЖ"

Совершенствование деятельности железнодорожного транспорта

Соответствующие проекты нормативных правовых актов и другие документы

MТК,
ГП "НК "КТЖ"

34

Мониторинг реализации инвестиционных проектов, предусмотренных Основными направлениями развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2014-2020 годы

2014-2020 годы

В рамках средств бюджета МТК

Выполнение поставленных задач по развитию железнодорожной отрасли

Информация по реализованным проектам

MТК,
ГП "НК "КТЖ"

Список сокращений:

МТК - Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики

ГП "НК "КТЖ" - Государственное предприятие "Национальная компания "Кыргыз темир жолу" при Министерстве транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики

МОН - Министерство образования и науки Кыргызской Республики

МЭП - Министерство энергетики и промышленности Кыргызской Республики

МЭ - Министерство экономики Кыргызской Республики