История развития

Строительство и развитие железной дороги Кыргызстана осуществлялось поэтапно. Участок железной дороги «Луговая – Пишпек» сдан в эксплуатацию в 1924 г., т.е. согласно проекта строительства Туркестано - Сибирской железной дороги.

Так, участок «Кувасай - Кызыл-Кия» был завершен в 1929 г., «Пишпек – Фрунзе» - 1930 г., «Фрунзе - Кант», «Джалал - Абад - Кок - Янгак», «Кара - Суу - Ош» - в 1932 г., «Уч – Коргон - Таш-Кумыр» - 1936г., «Кант – Токмак» - 1941, «Токмак – Быстровка» - 1942 г.

Строительство железнодорожных участков на юге республики «Джалал - Абад – Кок -Янгак», «Кувасай – Кызыл – Кия»», «Уч - Курган – Таш – Кумыр» проводилось в связи с промышленными разработками угольных месторождений Кок - Янгака, Кызыл - Кии, и Таш - Кумыра для обеспечения топливом в основном Ферганской долины Узбекистана, а участок «Фрунзе - Кант» с вводом в эксплуатацию сахарного завода в одноименном городе Кыргызской Республики.

Построенный и введенный в постоянную эксплуатацию в 1950 г. железнодорожный участок от ст. «Быстровка» до ст. «Рыбачье» завершает строительство железнодорожной линии севера Киргизии от ст. «Луговая» до ст. «Рыбачье», что обеспечило тесную экономическую связь Кыргызской Республики с центральными районами России, республикой Казахстан, Среднеазиатскими государствами, ближнего зарубежья и Сибирью.

Первый поезд на ст. «Пишпек» прибыл 8-августа 1924 года. Трудящиеся Кыргызстана радостно приветствовали это выдающееся событие. Примечательно это было еще и тем, что поезд состоял из двухосной теплушки для поездной бригады, классного пассажирского вагона с гостями — членами только что образованного правительства Кара –Киргизской Автономной области, образованной в результате национального размежевания народов Средней Азии. Первым председателем Ревкома области был Иманалы Айдарбеков.

В честь прибытия поезда, окончания строительства железной дороги и открытия временного движения на участке «Аулие - Ата - Пишпек» были организованы торжества и массовый митинг. Митинг проходил на открытой привокзальной площади, напротив станции «Пишпек», на котором было оглашено приветствие Наркома путей сообщения РСФСР - Ф. Э. Дзержинского, который поздравил руководителей и народ Кара - Киргизской Автономной области с выдающимся событием - открытием железнодорожного сообщения.